Федеральное бюджетное учреждение

Курская лаборатория судебной экспертизы

Министерства юстиции Российской Федерации

ФБУ Курская ЛСЭ Минюста России

Психологическая экспертиза

психологическое исследование информационных материалов

(специальность 20.2)

 

1. Психолого-лингвистическая судебная экспертиза материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму

По делам о связанным с противодействием экстремизму на основании трактовок, представленных в ФЗ №114 от 27.07.2002 г.

1. Содержится ли в представленных материалах (конкретизировать) информация с признаками возбуждения расовой, национальной или религиозной вражды (ненависти, розни) по отношению к какой-либо группе людей, объединенной по признакам национальности, происхождения, расы или вероисповедания?

2. Содержатся ли в представленных материалах (конкретизировать) призывы к применению насилия в отношении какой-либо группы людей, объединенной по признакам национальности, происхождения, расы или вероисповедания?

3. Имеются ли в представленных материалах признаки формирования убеждения об исключительности, превосходстве либо неполноценности какой-либо группы людей, объединенной по признаку религиозной, политической, расовой и национальной принадлежности?

4. Содержится ли в представленных материалах (конкретизировать) информация с признаками унижения достоинства какой-либо группы людей, объединенной по признаку религиозной, политической, расовой и национальной принадлежности?

5. Имеется ли в представленных материалах демонстрация нацистской символики и атрибутики, а также символики схожей с нацистской до степени смешения?

 

По делам о связанным с противодействием терроризму на основании трактовок, представленных в ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

1. Содержатся ли в представленных на экспертизу материалах (конкретно перечислить) психологические и  лингвистические признаки формирования убеждения, обоснования и оправдания необходимости и допустимости создания вооруженных формирований, вооружения и обучения членов вооруженного формирования, совершения насильственной деятельности, с целью дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций, либо воздействия на принятие ими решений?

2. Содержатся ли в представленных на экспертизу материалах (конкретно перечислить) психологические и лингвистические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к каким-либо действиям (в том числе насильственным, дискриминационным) против какой-либо группы, выделенной по национальному, религиозному, социальному и другим признакам, или ее представителей? Если да, то к каким именно?

3. Содержатся ли в представленных на экспертизу материалах (конкретно перечислить), психологические, лингвистические и (или) иные признаки побуждения / призыва к:

а) организации вооруженного формирования;

б) вооружению и обучению членов вооруженного формирования;

в) организации, планированию, подготовке, финансированию и совершению насильственных действий с целью дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций, либо воздействия на принятие ими решений, а также оказанию в этом помощи;

г) распространению идей, обосновывающих и оправдывающих необходимость и допустимость создания вооруженных формирований, совершения насильственной деятельности, с целью дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций, либо воздействия на принятие ими решений?

 

2. Психолого-искусствоведческая экспертиза.

Назначается в тех случаях, когда необходимо установить направленность и степень воздействия печатной или видеопродукция (как на магнитных, так и на лазерных носителях) на сознание и (или) бессознательную сферу личности или населения в целом. Как правило, объектом исследования в данном случае является продукция порнографического или садистского содержания.

На разрешение экспертизы может быть поставлен вопрос:

1. Содержат ли представленные на экспертизу материалы признаки информации порнографического характера?

2. Содержат ли представленные на экспертизу материалы признаки информации порнографического характера с участием лиц, возраст которых не достигает 18 лет?

3. Содержат ли представленные на экспертизу материалы признаки информации порнографического характера с участием лиц, возраст которых не достигает 14 лет?

Данная экспертиза является комплексной и проводится комиссией, в состав которой входят психолог, искусствовед и, при необходимости, психиатр (сексолог).

 

3. СПЭ по делам о пропаганде  нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних

Данная экспертиза назначается в рамках применения статьи ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ, отсылающей к установлению направленности распространяемой информации.

Рекомендуется ставить следующие вопросы:

1. Содержится ли в указанном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений?

2. Содержится ли в указанном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок?

3. Содержится ли в указанном материале информация, направленная на формирование у несовершеннолетних привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений?

4. Содержится ли в указанном материале информация, направленная на возбуждение у несовершеннолетних интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям?

 

4. СПЭ по делам о защите чести достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц.

(по Постановлению Пленума Верховного суда РФ №3, от 24 февраля 2005г.)

СПЭ данного вида возможно назначать в тех случаях, когда истец утверждает, что действиями (высказываниями, публикацией и т.п.) ответчика нанесен ущерб его чести достоинству, а также деловой репутации.
Обязательные признаки: 1. распространение 2. не соответствующих действительности 3. порочащих сведений.

К сожалению понятия «честь», «достоинство», «деловая репутации» не имеют в законе четкого определения. Наиболее распространены такие понятия:

«Честь» — сопровождающееся положительной оценкой отражение качеств лица (физического или юридического) в общественном сознании.

«Репутация» — это сложившееся о человеке мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств (по сравнению с понятием «честь» это более узкое понятие).

«Достоинство» — есть ощущение человеком своей ценности как человека вообще, конкретной личности, профессионала и т.д.

Исходя из этих определений, следует выяснять:

1) направлены ли действия ответчика на формирование негативных изменений в общественной оценке истца (честь), а также его общественно значимых качеств (репутация); если да, то каким образом (т.е. порочащий характер сведений — п.7. Постановления Пленума ВС РФ);

В постановлении указывается перечень порочащих сведений: 1. нарушение действующего законодательства; 2. совершение нечестного поступка; 3. неправильное, неэтичное поведение в личной, общественной или политической жизни; 4. недобросовестность в предпринимательской деятельности; 5. нарушение деловой этики или обычаев делового оборота. (п.п. 2-4).

2) наличие негативных изменений самооценки и психического состояния (достоинство) ответчика, находящихся в причинно-следственной связи с действиями ответчика в конкретной ситуации (фактически установление морального вреда).

Опять же, если доказан факт распространения в средствах массовой информации сведений не соответствующих действительности, то суд при определении размера компенсации морального должен учесть характер и содержание публикации (п. 15. Постановления Пленума ВС РФ).

п. 9. Постановления Пленума ВС РФ — если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство и деловую репутацию — следует компенсация морального вреда, следовательно, надо устанавливать

1) оскорбительную форму; 2) негативные изменения психического состояния (достоинство, моральный вред).

Оскорбление это унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Следовательно, предполагается наличие трех квалифицирующих признаков: 1) умышленность; 2) унижение – ухудшение общественного мнении и самооценки истца; 3) неприличная форма – а) отрицательная оценка, умышленно неприличная, резко противоречащая принятой в обществе манере общения; б) нецензурные выражения; в) сравнение с одиозными историческими и литературными персонажами (например, фотоколлаж). Одиозные — вызывающие крайне негативное отношение к себе.

На разрешение экспертизы рекомендуются следующие вопросы:

1.) Имеет ли данная публикация/статья/высказывание (конкретизировать название) психологическую связь (прямую/косвенную) с именем/общественным образом истца?

2.А.) Какова психологическая направленность публикации / статьи / высказывания (конкретизировать название)?

или

2.Б.) Может ли данная публикация/статья/высказывание сформировать в общественном мнении негативный образ истца?

3.) Если да, то какие методы/приемы использованы в публикации / статье / высказывании для формирования в обществе негативного образа истца? (не обязателен)

4.) Имеются ли изменения психического состояния (ФИО) находящиеся в причинно-следственной связи с действиями ответчика в исследуемой ситуации (конкретизировать)?

5.) Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей (ФИО), не нанесен ли ей ущерб?

скачать

Яндекс.Метрика

© Федеральное бюджетное учреждение Курская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Все права защищены. ИНН 4629045081, ОГРН 1024600940286 г. Курск, ул. Радищева, д. 17

E-mail: klse-kursk@mail.ru

(4712) 51-11-34