Федеральное бюджетное учреждение

Курская лаборатория судебной экспертизы

Министерства юстиции Российской Федерации

ФБУ Курская ЛСЭ Минюста России

Психологическая экспертиза

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА (специальность 20.1)

 

1. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых.

Подобная экспертиза проводится в тех случаях, когда следствию (суду) необходим “психологический портрет” обвиняемого, информация о механизмах поведения обвиняемого, что способствует правильному установлению мотивов преступления.

Рекомендуются следующие вопросы:

1. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?

2. Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как (перечисляются интересующие особенности личности обвиняемого)?

3. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

Примечание: При назначении экспертизы необходимо указывать, какие конкретно психологические качества интересуют следствие или суд. Возможно установление: 1) особенностей смыслового восприятия ситуации; 2) особенностей регуляции поведения во время совершения преступления; 3) формирования актуальных ситуационных мотивов поведения и особенностей принятия решения.

 

2. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) несовершеннолетних обвиняемых.

Назначается в тех случаях, когда несовершеннолетний выявляет признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, и выделяется среди своих сверстников невысоким развитием интеллекта, примитивностью, совершает неадекватные поступки, подвержен влиянию со стороны окружающих; также его поведение в криминальной ситуации может не соответствовать преследуемым целям.

На разрешение экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы:

1. Имеются ли у несовершеннолетнего (ФИО) признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем конкретно они выражаются?

2. Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, был ли (Ф.И.О.) в состоянии в полной мере сознавать характер и значение своих действий?

3. Учитывая уровень психического развития и конкретные обстоятельства дела, в какой мере он мог руководить своими действиями?

4. Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение (ФИО) в исследуемой ситуации?

Не рекомендуется ставить вопрос о соответствии интеллектуального возраста подростка его паспортному возрасту. Например: “Какому возрасту соответствует интеллектуальное развитие несовершеннолетнего?” В силу неравномерности, скачкообразности развития в подростковом возрасте не бывает точного соответствия психического уровня развития физическому, а поэтому данный вопрос принципиально неразрешим. Для принятия решения о способности правонарушителя нести уголовную ответственности при назначении СПЭ рекомендуется ставить вопросы №№ 2-3.

 

3. Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и малолетних потерпевших.

Назначается в тех случаях, когда показания свидетеля (потерпевшего) вызывают сомнения в силу его малолетнего возраста, отставания в психическом развитии,  недостаточного развития речи, не соответствуют другим материалам дела, противоречивы, а также в связи со сложными условиями восприятия событий, свидетелем которым был испытуемый.

Например, скоротечность событий, плохие условия видимости и т.п. Повлиять на восприятие и запоминание информации могут и экстремальные психические состояния (стресс, растерянность, фрустрация).

Рекомендуется ставить следующие вопросы:

1. Способен ли подэкспертный с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать и запоминать обстоятельства, имеющие значение для дела?

2. Способен ли подэкспертный с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития давать правильные показания об обстоятельствах дела?

3. Имеются ли у (ФИО) признаки повышенной внушаемости?

4. Свойственна ли ему повышенная склонность к фантазированию?

5. Имеются ли у (ФИО) признаки эйдетической памяти?

Следует отметить, что оценка достоверности свидетельских показаний не входит в компетенцию эксперта-психолога.

Примечание: Эйдетическая память - особый вид памяти, чаще встречающийся у детей и подростков, позволяющий длительное время сохранять яркие образы со всеми мельчайшими подробностями и с абсолютной точностью воспроизводить воспринятую ранее информацию.

 

4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальном насилии.

Подобная экспертиза, как правило, назначается в тех случаях, когда жертва сексуального посягательства в исследуемой ситуации ведет себя пассивно, впоследствии не выявляет глубоких эмоциональных переживаний в связи с происшедшим. Так же, основаниями для назначения экспертизы могут служить сведения об отставании потерпевшей в психическом развитии, наличии у нее психического состояния (стресс, растерянность, фрустрация), которое могло существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации. Немаловажное влияние на поведение в экстремальных ситуациях оказывают индивидуально-психологические особенности человека (в частности, “тормозный” тип нервной системы, неуверенность в себе, высокий уровень эмоциональной чувствительности, тревожность, подверженность колебаниям настроения и т.д.), а также условия воспитания (авторитарный стиль воспитания, либо гиперопека).

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Способна ли была потерпевшая с учетом уровня её психического развития, индивидуально-психологических особенностей, психического состояния понимать и конкретных обстоятельств дела понимать характер и значение совершавшихся с нею действий?

2. Способна ли была потерпевшая с учетом уровня её психического развития, индивидуально-психологических особенностей, психического состояния понимать и конкретных обстоятельств дела оказывать сопротивление?

3. В каком психическом состоянии находилась потерпевшая в интересующей следствие ситуации?

4. Какие индивидуально-психологические особенности (ФИО) могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?

В тех случаях, когда жертве сексуального насилия менее 12 лет, вопрос о понимании характера и значения сексуальных  действий не ставится ввиду однозначного непонимания детьми внутреннего содержания и значения взаимоотношений между полами (даже при наличии определенной информированности по этому вопросу). В таких случаях рекомендуется ставить вопросы о способности воспринимать, запоминать обстоятельства дела и давать о них правильные показания (сопутствующими будут вопросы о повышенной внушаемости и повышенной склонности к фантазированию).

В последнее время часто возникает необходимость в проведении экспертизы и в отношении обвиняемого (особенно если он также несовершеннолетний, не имел до этого достаточного сексуального и социального опыта, выявлял признаки невысокого интеллектуального развития либо находился под влиянием группы, а сама потерпевшая выявляла признаки виктимного (провоцирующего) поведения).

 

5. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.

СПЭ данного вида назначается в тех случаях, когда правоохранительные органы располагают информацией о том, что правонарушению предшествовала конфликтная ситуация, что действия потерпевшего могли носить психотравмирующий для обвиняемого характер, а действия обвиняемого являлись нехарактерными для него либо, с обыденной точки зрения, были преувеличенными, не соответствовали оскорблению, угрозе или иным действиям потерпевшего.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Находился ли (ФИО) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта (или ином эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на его сознание и поведение)?

2. Какие индивидуально-психологические особенности (ФИО) могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

Примечание: Возможны три варианта выводов, учитывающих механизм развития аффекта: 1) физиологический аффект; 2) кумулятивный аффект (выраженное эмоциональное возбуждение); 3) аффект напряжения (состояние выраженного эмоционального напряжения, оказавшего существенное влияние на сознание и поведение). Аффект всегда характеризуется тремя свойствами: 1) возникает субъективно внезапно; 2) вызывается психотравмирующей ситуацией (острой или длительной); 3) на высоте развития резко ограничивает способность к осознанно-волевой регуляции действий.

 

6. Судебно-психологическая экспертиза по делам об авариях на транспорте и на производстве.

Данная экспертиза назначается в тех случаях, когда следователь имеет основания полагать, что в момент аварии требования ситуации превышали индивидуально-психологические особенности человека и он находился в психическом состоянии, делавшем невозможным либо затруднительным выполнение профессиональных функций.

Рекомендуется ставить следующие вопросы:

1. Находился ли (ФИО) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?

2. Был  ли (ФИО) способен, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее элементы), принять правильное решение и реализовать его?

3. Соответствует ли уровень сформированности профессиональных навыков у (ФИО) требованиям конкретной ситуации?

 

7. Судебно-психологическая экспертиза по делам о мошенничестве

Данная экспертиза назначается в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 63 УК РФ. Беспомощность может определяться через психологическое понятие: «неспособность к эффективной защите от посягательств путем целенаправленного осознанно-волевого поведения в конкретной ситуации».

Рекомендуется ставить следующий вопрос:

1. Мог ли потерпевший в период совершения в отношении него преступления понимать характер и значение (смысл) действий виновного либо оказывать ему сопротивление?

 

8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

Назначается в тех случаях, когда следствие (суд) располагает сведениями о том, что имело место доведение до самоубийства либо предполагается инсценировка самоубийства. Доказательственное значение имеет экспертное определение причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и психическим состоянием потерпеввшего, обусловившим самоубийство.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествующий смерти?

2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

Поскольку исследуются материалы, дающие  косвенную информацию о человеке (записи, письма, рисунки погибшего, показания родных и близких, других свидетелей), очевидно, что степень доказательственного значения экспертного исследования будет зависеть от полноты представляемых на экспертизу материалов.

 

9. Судебно-психологическое исследование преступной группировки.

Проводится в тех случаях, когда преступление совершено группой лиц (от 2-х и более человек) и обвиняемые дают противоречивые сведения о том, кто является лидером группировки.

Рекомендуется постановка следующего вопроса:

1. Учитывая индивидуально-психологические особенности перечисленных лиц (указать конкретно), а также обстоятельства совершенного деяния (конкретизировать), кто из них мог быть лидером преступной группировки?

Решению данного вопроса должно предшествовать экспертное исследование каждого члена группировки (см. п.7).

 

10. Судебно-психологическое исследование фонограмм и видеозаписей.

Подобное исследование проводится в тех случаях, когда обвиняемый утверждает, что свои показания, записанные на аудио- или видеопленку, он давал под влиянием допрашивающего  либо иных лиц, присутствовавших при допросе или проведении иного следственного действия.

Решаются следующие вопросы:

1. В каком психическом состоянии находился (ФИО) в период проведения допроса / проверки показаний на месте?

2. Даются ли (ФИО) показания в свободном изложении или им цитируется заученный текст?

3. Имеются ли на аудио (видео) записи признаки психического воздействия на (ФИО) со стороны допрашивающего либо третьих лиц?

Параллельно с этим, желательно психологическое обследование испытуемого. Решаются вопросы, указанные в п.7, а также вопросы о психическом состоянии, в котором находился испытуемый в период допроса, и вопросы относительно повышенной склонности к фантазированию и повышенной внушаемости.

 

Судебно психологическая экспертиза по гражданским делам

 

1. СПЭ по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании.

Задачей судебно-психологической экспертизы при рассмотрении указанных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных участников процесса (ребенка, отца и матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта-психолога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания. При этом, данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и всестороннее развитие его личности.

Рекомендуется ставить перед экспертами следующие вопросы:

1. Каковы основные индивидуально-психологические особенности ребёнка?

2. Каковы основные индивидуально-психологические особенности родителей (истца и ответчика)?

3. Каково действительное отношение ребенка к матери и отцу?

4. Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?

5. Каков стиль воспитания каждого из родителей, не оказывает ли он негативное влияние на психическое состояние и развитие ребенка?

6. Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка (детей) и его (их) родителей, систему их эмоциональных отношений, взаимоотношения между ними, а также конкретную ситуацию, с кем из родителей с психологической точки зрения наиболее благоприятно постоянное проживание ребенка (детей)?

7. Имелось ли психическое воздействие на ребенка со стороны родителей (бабушки, дедушки и т.д.)?

8. Как скажется на психическом развитии ребенка передача его матери (отцу)?

9. Каковы степень и характер воздействия данной ситуации на психофизическое состояние ребенка и его способность к самостоятельному принятию решения?

10. Учитывая психологические факторы, на каких принципах должны осуществляться встречи родителя (желающего определить порядок встреч) с ребенком?

Примечание: СПЭ экспертизу вряд ли целесообразно назначать в тех случаях, когда родитель (родители) ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем либо наркотиками и т.п.

 

2. СПЭ по определению факта причинения морального вреда.

СПЭ данного вида возможно назначать в тех случаях, когда истец утверждает, что действиями ответчика ему нанесен моральный вред. Задача СПЭ заключается в установлении наличия «негативных» изменений в психической сфере человека (т.е. морального вреда).

Согласно ст. 151 ГК РФ, и п. 2. Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 20 декабря 1994 года (с изменениями от 25 октября 1996г., 15 января 1998 г.) под МОРАЛЬНЫМ ВРЕДОМ понимаются – «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина». Иными словами законом предусматривается причинно-следственная связь между фактом нарушения нематериальных, неимущественных и имущественных прав и «нравственными и физическими страданиями» лица, чьи права были нарушены, на что отдельно указывается в п.3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ: «… одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя».

Кроме того, в означенном постановлении Верховного Суда РФ фактически перечисляется ряд обстоятельств, разрешение которых требует специальных психологических познаний, в форме СПЭ. Так в п.1. указывается, что «Суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора»; в п.8.: «… размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств»; «Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий».

Обобщая изложенное можно утверждать, что одним из доказательств факта причинения потерпевшему нравственных или физических страданий может быть заключение эксперта (согласно п.1. ст.55. ГПК РФ), в котором должны быть отражены: 1) обстоятельства при которых они были нанесены, т.е. должен быть проведен анализ ситуации; 2) степень вины причинителя, т.е. установлена причинно-следственная связь между действиями ответчика и «страданиями» истца; 3) индивидуально-психологические особенности потерпевшего; 4) какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, их характер (модальность, интенсивность), объем (какие уровни реагирования затронуты, степень нарушения социальной адаптации) и тяжесть (устойчивость, качество).

На разрешение экспертизы рекомендуются следующие вопросы:

1. Имеются ли у (ФИО) изменения психической деятельности в связи с действием/бездействием причинителя вреда, если имеются, то в чём конкретно они выражаются?

2. Какова их степень, глубина, длительность и обратимость?

3. Каков прогноз изменений психической деятельности?

4. Имеются ли у (ФИО), а если имеются, то каковы индивидуально-психологические особенности, которые могли усугубить глубину и длительность субъективного переживания им событий, ставших содержанием дела?

 

3. СПЭ по делам о сделках, совершенных лицами с пороками воли.

Чаще всего, данная экспертиза проводится (ст.ст. 177-179 ГК РФ) комплексно с экспертами психиатрами в тех случаях, когда лицо, заключившее ту или иную сделку, утверждает, что в тот период находилось в  состоянии (соматическое заболевание, переживание психотравмы, стресс, фрустрация, подверженность психическому влиянию со стороны третьих лиц), которое препятствовало адекватному пониманию значения своих действий, их правовых и имущественных последствий. Часто истцами по таким делам  являются люди преклонного возраста, страдающие сосудистой патологией.

На разрешение экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы:

1. Мог ли подэкспертный в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

2. Был ли способен подэкспертный понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения сделки?

3. Имелись ли у подэкспертного в момент совершения сделки такие индивидуально-психологические особенности (внушаемость, подчиняемость др.), вследствие которых он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?

По ст. 178 ГК РФ (Заблуждение — нарушение понимания существа сделки вследствие ошибочного восприятия и оценки ситуации):

1. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, сенсорные дефекты, которые оказали существенное влияние на смысловое восприятие и оценку существа сделки?

2. Не находился ли подэкспертный в таком психическом состоянии, которое оказало существенное влияние на смысловое восприятие и оценку существа сделки?

3. Учитывая особенности познавательной сферы, психическое состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?

ДОПОЛНИТЕЛЬНО можно ставить вопросы:

1, Какие факторы (из числа внешних, ситуативных, и внутренних, психо¬логических) повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке (при наличии такового)?

2. Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) ни процесс принятия решения о совершении сделки и его реализацию, с учетом психического состояния и индивидуально-психологических особенностей подэкспертного?

3. Была ли нарушена способность подэкспертного свободно выражать свои действительные желания и намерения под воздействием угрозы (других обстоятельств - указать конкретно)?

Примечание: при рассмотрении данной категории дел возможно назначение посмертной экспертизы.

Общие замечания:

СПЭ не должна предшествовать психиатрической во избежание выхода психолога за пределы своей научной компетенции.

«Не следует назначать «искусственные» КСППЭ, т.е. с целью экономии времени объединять две экспертизы в одну без достаточных на то оснований.

Необходимо отметить, что на проведение СПЭ затрачивается значительное время, поскольку помимо беседы (часто длительной), в отношении испытуемого проводится экспериментально-психологическое обследование с применением большого числа методов. Часто работа непосредственно с испытуемым занимает несколько дней. Кроме того, полученные данные эксперту-психологу необходимо обработать и интерпретировать, что также требует значительного времени.»

скачать

Яндекс.Метрика

© Федеральное бюджетное учреждение Курская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Все права защищены. ИНН 4629045081, ОГРН 1024600940286 г. Курск, ул. Радищева, д. 17

E-mail: klse-kursk@mail.ru

(4712) 51-11-34